«СДЕЛАНО ВРУЧНУЮ» КАК ПУСТОЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД

размещено в: Разное | 0

«Сделано вручную» – сейчас редкий товар обходится без этого ярлыка. Ботинки, кошельки, джинсы – в каждой категории все чаще и чаще можно увидеть вещи сделанные «вручную». Термин используется как определяющий высокую стоимость изделия и высокое качество. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

Если мы обратимся к толковым словарям, чтобы узнать в чем все же состоит смысл слова «вручную», то увидим вполне однозначное определение – «ручным способом, без применения машин, автоматов, компьютера». На практике это означает, что изделие было выкроено руками, сшито иголкой с ниткой, обработано-покрашено кисточкой. Если использовалась швейная машина или автоматический закроечный нож или пневматический пресс – изделие уже сделано не вручную. Часто производители идут на уловки и пытаются выдать за ручной труд операции по засовыванию изделия под швейную машинку. Да действительно, еще не придумана машина в которую можно забросить ткань, резину и картон, чтобы на выходе получить коробку с кроссовками. Все операции с заготовкой и машиной делают живые люди и делают это руками. Что на лучшем производстве в Штатах, что на худшем в Китае, процесс идентичен. Но это все же не ручной труд. Более того, фабричный процесс не может быть эффективен при использовании ручного труда, это мы все знаем из истории. Процесс ремесленничества перерос в мануфактуры затем в фабрики, и стал характерен разбиением труда на операции и использование машин. Серийное производство априори не может быть «сделано вручную».

Но маркетинг всячески пытается навязать потребителю термин указывающий на уникальность и повышенное качество. Партия в 1000 единиц ежемесячно не может состоять из уникальных продуктов. С чем, в общем, опять же лукавит, поскольку в целом качество ручного труда в общей массе сильно ниже качества труда машинного. Безусловно есть мастера своего дела которые на глаз кроят ножами лучше чем любой закройщик, а швы у них идеальнее чем у швейной машины, но таких единицы. Их продукт безусловно качественнее любого фабричного, но связано это не с тем что руками делать все лучше, а с тем что все операции совершаются одним человеком и требования к качеству у него обычно на порядок выше. Но опять же это справедливо в отношении единиц. Более того в подавляющем большинстве случаев вещь сделанная действительно вручную будет хуже по качеству. Тут получается странная ситуация в которой мастер делающий действительно уникальные вещи и полностью вручную и с высоким качеством как раз и не нуждается в этом термине для маркетинга. К нему идут зная его работу. Фабрики же (а на самом деле больше продавцы) предлагающие серийные вещи с подобным ярлыком – мягко говоря лукавят. 

Еще раз – «сделано вручную» – это вещь сделанная без использования каких либо машин и в 99% случаев при создании которой все операции были выполнены одним человеком, тем мастером, который производит вещь. Все остальное маркетинг.

В результате получается странный и порочный круг – фабрики и продавцы лепят этот ярлык как показатель высокого качества, при этом не соответствуя процессу в силу специфики производства, а мелкие мастера соответствуют процессу, но не дают высокого качества опять же в силу специфики производства. В штатах сейчас между этими «коалициями» идут жаркие споры и судебные разбирательства за правоприменение этого термина. Многие производители уходят от handmade к handcrafted, а частные мастера от handmade к homemade, но это опять же не более чем маркетинг и игра слов в попытке впарить то, чего на самом деле нет.

Как итог, если вы хотите получить качественную вещь – выбирайте производителя, качество которого подтверждено отзывами и временем. Хотите получить вещь уникальную – ищите человека который все делает дома, на коленке, вручную. Хотите качественную и уникальную – ищите мастера со своей мастерской, работающего под своим именем, а не брендом, качество работы которого подтверждено отзывом и временем и будьте готовы заплатить 3-4 цены за его изделие, которое он для вас сделает выполняя все операции самостоятельно, но вряд ли вручную. Исходите из желаний, а не из навязанных ценностей.

© Дмитрий Мананников — совладелец частной кожевенной компании Ginger Jack Goods

 

Оставить ответ